Кафедра географии

9 класс

Раздел I

 Природопользование и охрана природы

Основные принципы рационального использования природных ресурсов

Опорные знания: природные компоненты; охрана природы. Природная среда, природные ресурсы, рациональное природопользование. Качество природной среды. Исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы, особенности их использования и охраны.

Новые понятия и представления: природная среда, рациональное природопользование, исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы, рекреационные, эстетические ресурсы.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·         объяснять основные понятия;

·         приводить примеры разных видов природных ресурсов;

·         объяснять значение природных условий для жизни людей;

·         анализировать рациональность использования природных условий и ресурсов в разных природных зонах России.

Охрана природы и охраняемые территории

Новые понятия и представления: заповедник, национальный парк, биосферный заповедник, заказник.

Опорные знания: Красная книга; виды охраняемых растений и животных. Охрана природы при современных масштабах хозяйствен­ной деятельности. Основные принципы охраны природы. Виды охраняемых территорий

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·         объяснять необходимость охраны природы;

·         называть и показывать по карте наиболее крупные и известные охраняемые территории;

·         объяснять значение сохранения природных объектов и естественных природных комплексов;

·         прогнозировать возможные и перспективные пути рационального использования и сохранения природы;

·         оценивать экологическое состояние своего края;

·         выявлять закономерности размещения охраняемых территорий в России.

Обобщение и коррекция знаний по темам "Природно-хозяйственные зоны" и "Природопользование и охрана природы"

Опорные знания: взаимоотношения человека и окружающей среды на разных исторических этапах развития человеческого общества.

Природопользование на основе знаний географических закономерностей.

Поиски путей оптимальных взаимоотношений человека я природы.

Сущность важнейших принципов охраны природы.

Раздел II.

"Население России"

Новые понятия и представления: естественное движение, воспроизводство населения и его типы, миграции (виды, причины, направления); состав — возрастной, половой, этнический, религиозный; трудовые ресурсы, плотность населения, урбанизация, городская агломерация, условия и образ жизни людей в различных типах поселения.

Основные умения: работа с разными источниками информации, чтение и анализ диаграмм, графиков, схем, карт, статистических материалов с целью выявления особенностей географии населения России.

Численность населения

Новые понятия и представления: естественное движение населения, демографический кризис.

Опорные знания: численность населения в отдельных странах мира.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·         называть численность населения своей области, насе­ленного пункта, России; сравнивать ее с другими крупней­шими странами мира по этому показателю;

·         объяснять содержание понятия "естественное движение населения";

·         читать учебные графики, объяснять изменения числен­ности населения и естественного движения населения Рос­сии в историческом плане.

Изменение численности населения России

Новые понятия и представления: воспроизводство населения, традиционный и современный его типы.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·         раскрывать содержание понятия "воспроизводство на­селения";

·         объяснять различие между традиционным и современ­ным типами воспроизводства, используя для построения от­вета текст и иллюстративный материал учебника.

Половозрастной состав населения

Новые понятия и представления: половозрастная пирамида как вид диаграммы.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·         объяснять влияние различных факторов на продолжительность жизни населения страны;

·         выделять на карте (в качестве примеров) районы с преобладанием мужского и женского населения, молодежи лиц старшего возраста; сравнивать свою местность с другими районами по этим показателям, объяснять выявленые различия;

·         читать диаграммы, графики и статистические материалы, строить на их основе объяснения особенностей половозрастного состава населения России.

Миграции населения

Новые понятия и представления: миграции, внутренние и внешние  миграции,  причины  миграций,  главные направления миграционных потоков.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·         раскрывать содержание новых терминов;

·         объяснять причины и основные направления миграции населения России;

·         на основе имеющихся знаний об изменении численности населения естественного движения и миграций оценивать изменение демографической ситуации в России и своей местности (другой вариант — объяснять современную демографическую ситуацию страны).

Территориальная подвижность населения

Новые понятия и представления: территориальная подвижность населения.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·         называть факторы, влияющие на территориальную под­вижность населения;

·         объяснять усиление территориальной подвижности на современном этапе развития общества;

·         давать описание особенностей территориальной под­вижности населения своей местности, выделять на схеме главные направления суточного и недельного движения на­
селения.

География рынка труда

Новые понятия и представления: трудовые ресурсы, качество трудовых ресурсов, рынок труда, экономически активное население.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·         объяснять значение новых терминов;

·         характеризовать состав и использование трудовых ресурсов своей страны и своей местности на основе учебника и краеведческого материала.

Этнический состав населения

Новые понятия и представления: этнос, этнический состав, этническое самосознание.

Опорные знания: разнообразие населения планеты расовым и национальным признакам.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·         объяснять значение новых терминов;

·         называть крупные по численности народы России;

·         приводить примеры народов России, относящихся к разным языковым семьям и группам, в том числе народов, живущих в вашей местности.

Этническая мозаика России

Новые понятия и представления: этнический состав административно-территориальное деление.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·         раскрывать содержание понятия "этнический состав";

·         выделять на карте "Народы России": районы проживания крупных народов и народов своего края, регионы, где наблюдается пестрота национального состава;

·         приводить примеры республик в составе Российской Федерации, определять по статистическим показателям долю титульной нации в населении данных автономных образований.

География русского языка

Новые понятия и представления: русскоязычное население, язык межнационального общения.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·         объяснять значение термина "русскоязычное населе­ние";

·         характеризовать место русского языка среди других языков мира, его значение для нерусских народов России.

Религии народов России

Новые понятия и представления: религиозный состав, традиционные религии.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·         показывать по карте основные районы распространения на территории России православия, мусульманства, буддизма;

·         приводить примеры, доказывающие связь этнического и религиозного состава населения страны;

·         составлять устное описание религиозного состава насе­ления своей местности.

Плотность населения

Новые понятия и представления: плотность населения, емкость территории, Главная полоса расселения.

Опорные знания: представление о плотности населения; карта плотности населения отдельных материков.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·         объяснять значение новых терминов;

·         определять на основе работы с картой плотность населения отдельных районов страны, в том числе своей местности, объяснять выявленную контрастность в плотности населения России, отбирать необходимые тематические карты учебника для построения ответа.

 

Расселение и урбанизация

Новые понятия и представленияурбанизация, городская агломерация, типы заселения территорий.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·         раскрывать содержание новых терминов;

·         читать график изменения соотношения городского и сельского населения страны;

·         называть показатели процесса урбанизации;

·         объяснять разнообразие типов заселения территории страны на основе анализа текстовых карт;

·         давать характеристику расселения своей местности.

 

Города России

Новые понятия и представления: различие городов по функциям и людности.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·         называть и выделять на карте крупнейшие города Рос­сии;

·         приводить примеры различных функций городов, в том числе ближайших к своей местности;

·         называть способы отображения географической инфор­мации на различных видах карт (текстовых, атласа, демон­страционных).

 

Сельская Россия

Новые понятия и представления: особенности сельских поселений.

Опорные знания: зональность природных условий.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·         объяснять влияние природных факторов на особенности сельских поселений;

·         приводить примеры территориальных различий в условиях жизни и хозяйственной деятельности в различных типах поселений;

·         объяснять географическое своеобразие сельских рассе­лений своей местности.

 

Тематический контроль по разделу "Население России"

Учащиеся должны уметь:

·         объяснять сущность понятий и представлений по раз­делу "Население России";

·         называть (и показывать на карте): численность населения России, основные черты его размещения; крупные народы и основные районы их проживания; основные религии, распространенные в России; крупнейшие города и городские агломерации страны;

·         объяснять: различия в естественном и механическом приросте населения России и ее отдельных территорий; особенности размещения населения России, связанные с природными, историческими и экономическими причинами; различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России;

·         читать и анализировать тематические карты и графические, статистические материалы, характеризующие насе­ление России.

Московский столичный регион

·         Географическое положение Московской области.

·         Природа Московской области.

·         Население Московской области.

Раздел III

Хозяйство России

Основные знания:

Новые понятия и представления: экономическая и социальная география, первичная, вторичная и третичная сферы (сектора) хозяйства, структура хозяйства, отрасль хо­зяйства, отрасли тяжелой и легкой промышленности, тех­нологические циклы (Кондратьева), наукоемкое, трудоем­кое, материалоемкое, энерго- и водоемкое производства, ме­жотраслевые комплексы, специализация и кооперирование, концентрация в производстве, внутри- и межотраслевые связи, транспортная магистраль, инфраструктура, географическое разделение труда, экономический район, отрасль специализации, экономическое районирование.

Основные умения: чтение и анализ графических и статистических материалов, тематических (отраслевых) карт; объяснение межотраслевых и внутриотраслевых связей, влияния различных факторов на развитие и размещение производств, тесных взаимосвязей природы, населения и хозяйства на примере отдельных отраслей и межотраслевых комплексов.

Общая характеристика хозяйства. Географическое

районирование

Понятие хозяйства. Его структура

Новые понятия и представления: структура хозяйства, отрасли хозяйства, легкая и тяжелая промышленность, межотраслевые комплексы, первичная, вторичная, третичная сферы хозяйства.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·         называть сферы (сектора) хозяйства и главные отрасли в их составе;

·         объяснять термины: структура хозяйства, отрасль, ме­жотраслевые комплексы.

Этапы развития хозяйства

Новые понятия и представления: аграрные, индустриальные, постиндустриальные страны.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

- называть и объяснять основные этапы развития хозяй­ства России, изменения в структуре хозяйства.

 

Географическое районирование

Новые понятия и представления: географическое районирование, географический район.

Опорные знания: крупные природные объекты, этническое разнообразие страны, природное районирование.

Требование к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·         приводить примеры разных субъектов РФ, показывать их на карте;

·         выделять и показывать на карте географические районы страны.

Главные отрасли и межотраслевые комплексы

Сельское хозяйство. Растениеводство

Новые понятия и представления: сельскохозяйственные угодья, земледелие, технические культуры, животноводство,

Опорные знания: плодородие почв, сельскохозяйственные ландшафты, агроклиматические ресурсы, интенсивное, экстенсивное ведение сельского хозяйства; природно-хозяйственные зоны.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·         называть основные отрасли сельского хозяйства, виды сельскохозяйственных угодий;

·         показывать на карте и объяснять географию размещения основных зерновых и технических культур.

Животноводство.

Новые понятия и представления: зональная специализация сельского хозяйства, товарное животноводство, продуктивность, основные направления животноводства

Опорные знания: животноводство в разных природных зонах; биологические особенности разных видов и пород домашних животных.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·                 выделять и называть подотрасли животноводства;

·                 объяснять географию размещения и особенности зональной специализации, сочетание сложившихся направлений земледелия и животноводства.

Агропромышленный комплекс. Легкая и пищевая промышленность

Новые понятия и представления: АПК, трудоемкое производство, сырьевой и потребительский факторы размещения.

Опорные знания: механизация; химизация; мелиорация: главная полоса расселения, размещение трудовых ресурсов; география безработицы.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·         называть состав АПК, основные проблемы, связанные с развитием АПК;

·         объяснять влияние различных условий на развитие и размещение пищевой и легкой промышленности.

Лесной комплекс

Новые понятия и представления: лесопромышленный комплекс, водоемкое и энергоемкое производство, внутриотраслевые связи.

Опорные знания: лесные богатства России; лесопользование; лесохозяйственные районы; лес и окружающая среда; рекреационное значение леса.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·         показывать главные районы лесной промышленности, крупные лесопромышленные комплексы;

·         объяснять характер связей между производствами лес­ ной промышленности и особенности их размещения;

·         объяснять значение района своего проживания в про­изводстве или потреблении продукции лесного комплекса.

 

Топливно-энергетический комплекс.

Топливная промышленность

Угольная промышленность.

Новые понятия и представления: ТЭК, топливная промышленность, угледобывающий район.

Опорные знания: топливные ресурсы, открытый (карьерный) и подземный (шахтный) способы добычи, угольные бассейны страны, рекультивация земель

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·      называть отрасли, входящие в состав ТЭК;

·      объяснять изменения структуры потребляемого топли­ва;

·       называть и показывать главные районы добычи угля.

Нефтяная и газовая промышленность

Опорные знания: нефтяные и газовые месторож­дения страны; влияние добычи нефти и газа на окружающую среду.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·         называть и показывать главные районы добычи нефти и газа;

·         объяснять значение нефти и газа для российской эко­номики.

Электроэнергетика

Новые понятия и представления: электроэнергетика, энергетическая система, типы электростанций.

Опорные знания: гидроэнергетические ресурсы; влияние водохранилищ на окружающую среду.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·         называть, показывать и приводить примеры крупней­ших электростанций;

·         объяснять особенности размещения электростанций на территории страны, их влияние на состояние окружающей среды.

Металлургический комплекс

Новые понятия и представления: концентрация производства, материало- и энергоемкость производства, заводы полного цикла, передельная металлургия, малая металлургия.

Опорные знания: минеральные ресурсы, их роль в хозяйстве; влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду; рекультивация, месторождения руд черных и цветных металлов.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·         приводить примеры и показывать на карте главные рай­оны черной и цветной металлургии;

·         объяснять новые термины Урока; влияние сырьевого и энергетического факторов на размещение металлургичес­ких производств.

Машиностроительный комплекс

Новые понятия и представления: специализация и кооперирование, наукоемкое, трудоемкое и металлоемкое машиностроение.

Опорные знания: трудовые ресурсы; рынок труда; география безработицы.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·         называть и показывать важнейшие районы машино­строения и крупнейшие центры;

·         объяснять новые термины, особенности размещения машиностроения, значение отрасли в хозяйстве страны.

Военно-промышленный комплекс

Новые понятия и представления: наукоемкое производство, конверсия.

Опорные знания: рынок труда и география безработицы.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·         называть отрасли в составе ВПК;

·         объяснять возникновение социальных, экономических и экологических проблем, связанных с ВПК.

Химическая промышленность

Новые понятия и представления: химизация, межотраслевые связи.

Опорные знания: месторождения полезных ископаемых.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·      называть и показывать главные районы химической промышленности;

·     объяснять значение термина "межотраслевые связи", возникновение экологических проблем, связанных с химическими производствами.

Транспорт

Новые понятия и представления: транспортная инфраструктура, транспортный узел.

Опорные знания: особенности рельефа и климата, их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·     приводить примеры крупных магистралей страны, вы­являть особенности их географического положения;

·     объяснять влияние природных условий на работу от­дельных видов транспорта и влияние транспорта на состоя­ние окружающей среды.

Информационная инфраструктура

Новые понятия и представления: информационная инфраструктура, телекоммуникационная сеть, интернет, сотовая связь.

Опорные знания: особенности жизни населения в городской и сельской местности.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·    приводить примеры современных видов связи;

·    сравнивать уровень информатизации и развития разных видов связи в отдельных районах России.

Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство

Новые понятия и представления: сфера услуг, рекреационное хозяйство, экологический туризм.

Опорные знания: рекреационные и эстетические ресурсы, территориальная подвижность населения.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·   объяснять новые термины, территориальные различия в развитии отраслей третичной сферы.

Территориальное (географическое) разделение труда

Новые понятия и представления: отрасль специализации, географическое разделение труда.

Требование к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·    объяснять значение новых терминов, значение географического разделения труда.

Раздел IV.

Районы России

Основные знания:

Новые понятия и представления: экономико- и политико-географическое положение, территориальная структура хозяйства, территориально-хозяйственные связи, уровень развития региона, региональная политика, качество и уро­вень жизни населения.

Основные умения: чтение и анализ комплексных карт географических районов, составление комплексных географических описаний и географических характеристик территорий, отбор необходимых источников информации для работы; выявление особенностей развития географических районов.

 

Европейская часть России

Восточно-Европейская равнина

Опорные знания: важнейшие особенности рельефа России; влияние рельефа на природу, население и хозяйственную деятельность; рельефообразующая роль древнего покровного оледенения; богатство недр России; особенности размещения месторождений; характерные черты климата и внутренних вод; крупнейшие реки и озера; этнический состав населения России.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·         называть и показывать на карте основные формы рельефа, реки, озера, природно-хозяйственные зоны, месторождения полезных ископаемых, объекты — природные памят­ники Восточно-Европейской равнины;

·         объяснять особенности географического положения Восточно-Европейской равнины, изменение ее природы при движении с северо-запада на юго-восток и с севера на юг.

Волга

Опорные знания: жизнь реки; падение; уклон; скорость течения; режим; расход; годовой сток; значение реки в жизни и деятельности людей; единая глубоководная система Европейской России.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·         показывать на карте реки Волжской системы;

·         приводить примеры, подтверждающие значение и роль Волги в истории и культуре;

·         показывать на карте Единый глубоководный путь ев­ропейской части России, гидроэлектростанции Волжского каскада, крупнейшие города на Волге;

·         называть экологические проблемы.

Центральная Россия

Центральная Россия: состав, географическое положение

Новые понятия и представления: физико-, экономико-и политико-географическое положение.

Опорные знания: особенности природы России; природно-антропогенные ландшафты.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·         называть и показывать на карте: границы района, древ­ние города, основные природные объекты;

·         объяснять природные и историко-географические осо­бенности Центральной России.

Центральный район: особенности населения

Опорные знания: экономический район; воспроизводство населения; возрастной состав; миграции; трудовые ресурсы; этнический состав; плотность населения; урбанизация; города.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·         показывать на карте состав и границы Центрального района;

·         перечислять факторы, определяющие ЭГП района;

·         перечислять особенности, характеризующие современное население и трудовые ресурсы Центрального района.

Хозяйство Центрального района

Новые понятия и представления: база индустриализации.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·      называть ведущие отрасли хозяйства Центрального района, показывать на карте главные центры производств;

·      объяснять сложившуюся специализацию и особеннос­ти размещения хозяйства по территории района.

Москва — столица России

Новые понятия и представления: инновационный центр.

Опорные знания: различие городов по людности и функциям; городская агломерация; Московская агломерация.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·        называть главные направления хозяйственного разви­тия города;

·         объяснять влияние Москвы на политическую, эконо­мическую, культурную жизнь страны;

·         выделять на карте Московскую агломерацию.

·         Выявлять и объяснять внутрирегиональные различия Московского столичного региона.

Города Центрального района

Опорные знания: типы населенных пунктов; различие городов по людности и функциям; влияние величины (людности) поселения на условия жизни.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·    приводить примеры разных городов Центрального рай­она;

·    выявлять особенности отдельных городов.

Центрально-Черноземный район

Географическое положение. Этапы развития района. При­родные ресурсы — чернозем, КМА, АПК и черная металлур­гия района..

Опорные знания 8 класса: особенности природы лесостепной и степной зон, эрозия почв; очаговое расселение.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

Волго-Вятский район

Опорные знания: особенности природы лесной зоны; этнический состав населения.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·    называть и показывать на карте состав и границы района, главные природные объекты, определяющие своеобразие района;

·    называть народы, проживающие в районе;

·    объяснять хозяйственные различия внутри района.

·    Давать краткую характеристику Нижегородской агломерации

Северо-Запад

Географическое положение и природа

Опорные знания: работа ледника; происхождение озерных котловин; каналы. Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·         показывать состав и границы территории, основные природные объекты;

·         называть и объяснять факторы, определяющие выгод­ное ЭГП

·         выявлять экологические проблемы региона.

Города на старых водных торговых путях

Опорные знания: реки европейской части России; "путь из варяг в греки".

Требования к подготовке учащихся Учащиеся должны уметь:

·         показывать на карте древние города на старых торговых путях с указанием достопримечательностей

·         выявлять современные проблемы старых городов

 

Санкт-Петербург — новый "хозяйственный узел" России и "вторая столица" России

Опорные знания: особенности речных систем европейской части; Волго-Балтийский канал; наводнения (их причины и следствия).

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·         объяснять влияние ЭГП города на формирование его хозяйственной специализации, преодоление "окраинного положения" за счет строительства каналов, железных дорог, создания современной сети связи;

·         называть отрасли специализации;

·         называть культурно-исторические достопримечатель­ности Санкт-Петербурга, определяющие своеобразие города.

 

Калининградская область

Особое ЭГП, его изменение во времени. Природные особен­ности.

Новые понятия и представления: анклав, портовое хозяйство.

Опорные знания 8 класса: крайняя западная точка страны — Куршская коса.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·          показывать на карте Калининградскую область, города Калининград и Балтийск;

·         оценивать ЭГП Калининградской области;

·         оценивать хозяйство области (отрасли хозяйства. "Янтарный край". Рекреационное хозяйство. Проблемы развития области).

Европейский Север

Географическое положение и природа

.

Опорные знания: формирование территории России; особенности природы России; приспособление человека к жизни на севере; освоение природных богатств тундры и лесотундры; особенности таежных ландшафтов; виды тайги в европейской части России; редкоочаговое и очаговое освоение и заселение; последствия индустриального освоения тайги; народы России; этнический состав; карта народов; морские границы России.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·         называть состав территории, показывать на карте субъекты РФ в составе района;

·         объяснять на примере региона влияние природных условий на хозяйственную деятельность;

·         показывать на карте моря, давать их географические описания по картам;

·         показывать на картах природные объекты, определяю­щие своеобразие района;

·         давать оценку ЭГП района;

·         давать оценку природно-ресурсному потенциалу региона.

Этапы развития хозяйства

Опорные знания: особенности тектонического строения и рельефа, месторождения полезных ископаемых, особенности арктического и субарктического климата, природно-хозяйственные зоны.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·         объяснять различия в природной и хозяйственной нео­днородности разных районов Европейского Севера

·         выявлять и объяснять межрайонные связи.

Роль Европейского Севера в развитии русской культуры

Опорные знания: природные особенности Европейского Севера, особенности расселения в разных Природных зонах, влияние природных условий на использование земель и характер сельского расселения. Культурное наследие Севера. Монастыри — центры поли­тической, хозяйственной и культурной жизни древности, "архитектурные жемчужины" России. Северные художе­ственные промыслы. Русская деревянная архитектура.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·         называть и показывать культурно-исторические объек­ты, определяющие своеобразие Европейского Севера;

·        объяснять влияние природных условий на жизнь и хозяйственную деятельность людей.

 

Поволжье

Географическое положение и природа

Опорные знания: административно-территориальное устройство; субъекты   Федерации; природно-антропогенные ландшафты; степные, полупустынные и пустынные районы России.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·         показывать на карте субъекты РФ в составе Поволжья, природные объекты, определяющие своеобразие района;

·         объяснять изменение природных условий и хозяйствен­ной специализации в различных частях Поволжья;

·         определять ЭГП района.

Население и хозяйство

Опорные знания: изменение хозяйства района на разных этапах развития. Современный отраслевой состав. Пестрота национального состава населения. Крупнейшие города на Волге, их особен­ности: Самара, Казань, Волгоград - города-миллионеры; народы и религии России; связь этнического и религиозного состава.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·         показывать на карте города Поволжья, объяснять осо­бенности и причины их возникновения, роста и хозяйствен­ного развития;

·         называть отрасли специализации района по статистическим данным;

·         называть и показывать по карте субъекты Федерации в составе района.

Северный Кавказ

Природные условия

Опорные знания: Состав района, границы, физико-, экономико- и полити­ко-географическое положение; особенности рельефа и климата страны; распространение почв и их использование; природно-хозяйственные зоны; Ресурсы Северного Кавказа (почвенные, агроклимати­ческие, минеральные). Рекреационные ресурсы и их значение для человека; взаимосвязи и взаимозависимости природных условий жизни, быта, трудовой деятельности в разных природных зонах; географическая номенклатура — Кумо-Манычская впадина, Кавказ (Большой Кавказ, горы Казбек, Эльбрус) река Дон.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·         называть и показывать субъекты РФ в составе района; показывать на карте природные объекты, определяю­щие своеобразие района;

·         определять ГП и ЭГП района;

·         объяснять особенности географического положения района и природные различия его западной и восточной час­тей.

Хозяйство района

Опорные знания: агроклиматические ресурсы и почвы отдельных районов России; требования важнейших сельскохозяйственных культур к климатическим условиям; мелиорация почв. Изменение почв под воздействием деятельности человека; природно-хозяйственные зоны. Агропромышленный комплекс, его структура. Рекреаци­онные зоны. Ведущие отрасли промышленности. Ростов-на-Дону — город миллионер.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

Народы Северного Кавказа

Опорные знания: этнический и религиозный состав; воспроизводство населения; районы России с наибольшей долей детей и подростков; внутренние и внешние миграции; "вынужденные мигранты"; районы с избытком трудовых ресурсов; особенности сельского расселения; субъекты Российской Федерации. Этническое, религиозное, культурное разнообразие райо­на. Казаки и горцы. Культура народов Кавказа.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·         показывать на карте субъекты РФ в составе Северного Кавказа и их столицы;

·         приводить примеры объектов и предметов культурного наследия народов Северного Кавказа.

Южные моря России

Опорные знания: морские границы России. Новые понятия и представления: колебания уровня моря. Значение южных морей России. Черное море — природа, транспортное и рекреационное значение. Экологические про­блемы Азовского моря.

Каспийское море. Экологические и хозяйственные послед­ствия колебания уровня моря. Транспортное значение. Ре­сурсы Каспия

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·         показывать моря на карте;

·         называть природные особенности морей;

·         показывать пограничные государства;

·         объяснять значение морей для хозяйственной жизни.
 

Уральский район

Географическое положение и природа

Опорные знания: особенности тектонического, геологического строения и рельефа страны; геологическое летоисчисление; богатство недр; связь с тектоническим и геологическим строением; Волго-Уральский нефтегазовый район; Качканарское месторождение железной руды; месторождения цветных металлов на Урале; распределение температур и осадков; природно-антропогенные ландшафты; природно-хозяйственные зоны. Спектры широтной и высотной поясности.

Состав района. Специфика географического положения. Урал как природный и экономический район. Его погранич­ное положение в природном и социально-экономическом пла­не. Предуралье и Зауралье.

 

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·        показывать и называть субъекты РФ в составе района;

·         показывать по карте объекты, определяющие природ­ное своеобразие Урала;

·         объяснять особенности природы Урала, своеобразие его отдельных территорий в природном отношении;

·         давать оценку ЭГП района.

 

Этапы развития и современное хозяйство Урала

Опорные знания: формирование территории России. Этапы освоения и развития хозяйства, изменение роли района в хозяйстве России. Современная структура хозяй­ства

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·    определять показатель специализации по статистичес­ким данным;

·    объяснять сложившуюся структуру хозяйства.

Города Урала. Проблемы района

Новые понятия и представления: старопромышленный район.

Опорные знания: Рисунок размещения городов Урала. Екатеринбург — гор­нозаводский центр Урала. Пермь — промышленный и тор­говый центр. Челябинск — город на трасе Транссиба. Социальные, экономические и экологические проблемы Урала. Конверсия военно-промышленного комплекса.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·       сравнивать Северный, Средний, Южный, Западный и Восточный Урал по природным условиям и хозяйственному развитию;

·        называть и объяснять экологические проблемы Урала;

·        оценивать перспективы развития Урала.

Обобщение знаний по теме "Европейская часть России"

Новые понятия и представления: качество окружающей среды.

Опорные знания: общие черты географических районов Европейской час­ти. Природные и социально-экономические особенности рай­онов. Проблемы районов, их тесная взаимосвязь. Экологи­ческие проблемы. Качество окружающей среды. Возможные пути решения проблем географических районов Европейской части страны.

Формирование единой транспортной и информационной инфраструктуры.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·         называть общие черты и проблемы развития географи­ческих районов;

·         сопоставлять показатели специализации географичес­ких районов;

·         объяснять природные и социально-экономические осо­бенности географических районов Европейской части России;

·         называть отличительные особенности, характеризую­щие своеобразие районов.

Азиатская часть России

Природа Сибири

Опорные знания: особенности тектонического строения; рельеф; климат; климатообразующие факторы; типы климатов; внутренние воды; тундра, леса; болота; природно-хозяйственные зоны. Азиатская Россия — территория, рельеф, климат.

Природа Сибири: рельеф, климат, реки, ландшафт.

Природно-хозяйственные зоны. Условия хозяйственной деятельности в Сибирских ландшафтах.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·        выделять на карте природные районы на востоке стра­ны; показывать природные объекты Сибири и Дальнего Вос­тока;

·        называть общие особенности природы, населения и хо­зяйства Азиатской части России;

·         объяснять влияние природных факторов на хозяйствен­ное развитие территории.

Природа и ресурсы гор Южной Сибири

Опорные знания: строение литосферы на территории России; зоны складчатости; современное развитие рельефа; высотная поясность гор Сибири; минерально-сырьевые ресурсы; происхождение озерных котловин. Состав, географическое положение, тектоническое строе­ние и особенности рельефа. Климат, реки. Горные хребты и котловины. Климат и реки. Особенности высотной пояснос­ти.

Природные ресурсы. Освоение горных районов Сибири. Виды хозяйственной деятельности.

Требование к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·         показывать на карте объекты, определяющие своеоб­разие природы района;

·         объяснять важность сохранения хрупкого природного равновесия горных ландшафтов, их природного разнообра­зия.

Арктические моря

Опорные знания: моря Северного Ледовитого океана: особенности природы морей, ресурсы, хозяйственное значение; формирование территории; Ледяная (арктическая) зона, сложности ее освоения; охрана животного мира; заповедник на острове Врангеля; Северный морской путь.

Северный морской путь. Современные проблемы и перс­пективы

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·         показывать моря Северного Ледовитого океана, порты, обслуживающие Северный морской путь;

·         называть отличительные особенности природы морей Северного Ледовитого океана;

·        объяснять значение Северного морского пути для Азиатских регионов России.

 

Население Сибири

Опорные знания: формирование территории России; народы России; этнический состав; территориальная подвижность населения; роль миграций в становлении и развитии России; характер расселения. Взаимоотношения рус­ских с коренными народами.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·       показывать на карте географические районы на терри­тории Сибири;

·      называть народы Сибири, читать и анализировать кар­ту народов России, плотности заселения, миграций, религий.

Хозяйственное освоение Сибири

Опорные знания: освоение Сибири русскими. Тобольск, Иркутск — старые города Сибири. Изменение роли городов в процессе освоения Сибири. Освоение Сибири в советское время. Различия в освоенности территории Сибири.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·          объяснять причины освоения Сибири;

·         называть природные особенности, затруднявшие осво­ение территории;

·         называть основные направления хозяйственного разви­тия Сибири.

 

Западная Сибирь

Природные условия и ресурсы

Опорные знания: особенности рельефа тектонического строения; богатство недр; влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду; внутренние воды; болота и причины их образования; география почв; природные зоны; природно-хозяйственные зоны. Состав территории, географическое положение. Западно-Сибирская равнина, ее большая протяженность с севера на юг, особенности рельефа, климат, реки, зональность приро­ды. Проблемы освоения Западной Сибири. Ресурсы региона,

Нефтегазовый район мирового значения. Экологические проблемы.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·         показывать на карте природные объекты, определяю­щие своеобразие района;

·         давать оценку ЭГП района;

·         называть и объяснять природные особенности Западной Сибири, их отличия от природы Европейской части.

Хозяйство района

Опорные знания: месторождения топливных ресурсов Западной Сибири, агроклиматические и почвенные ресурсы юга Западной Сибири. Западная Сибирь — главная топливная база страны. Куз­басс -  угольно-металлургическая база. ВПК. Сельское хо­зяйство

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·         показывать на карте месторождения нефти, газа, угля, крупные центры нефтепереработки, трубопроводы;

·         объяснять развитие черной металлургии;

·         называть и объяснять отрасли специализации Запад­ной Сибири.

 

Восточная Сибирь

 

Природные условия и ресурсы

Опорные знания: история формирования рельефа; месторождения полезных ископаемых; география российских рек; таежная зона; характерные особенности таежных ландшафтов; специфика жизни в них населения; природные ресурсы. Состав района, ЭГП. Величайшее плоскогорье мира и крупнейшие реки России. Топливные, энергетические ресурсы. Минеральные ресур­сы. Господство тундры и таежных лесов.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·         показывать на карте состав территории;

·         называть и показывать субъекты федерации в составе района;

·         называть природные ресурсы и показывать районы их распространения;

·         определять и оценивать ЭГП района;

·         объяснять сложные природные условия;

·         показывать объекты, определяющие природную специ­фику района.

 

Байкал

Новые понятия и представления: эндемики Байкала. Опорные знания 8 класса: происхождение озерных котловин; сточные и бессточные озера.

Опорные знания: Байкал — уникальное творение природы. Площадь озера, объем пресной воды. Особенности природы. Образование озерной котловины. Эндемики Байкала. Хозяйство на бере­гах озера. Экологические проблемы Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·         показывать на карте, называть и объяснять уникаль­ные особенности озера.

 

Хозяйство района

Опорные знания: природные условия и ресурсы Восточной Сибири. Внутренние различия в хозяйственном развитии района. Ангаро-Енисейский район Восточной Сибири — электро­энергетика, цветная металлургия, лесопромышленный ком­плекс. Топливная промышленность Восточной Сибири. ВПК. Экологические проблемы

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·         называть отрасли специализации, определять их пока­затели по статистическим данным;

·         объяснять внутренние различия в хозяйственном раз­витии района;

·         показывать на карте промышленные центры;

·         объяснять возникновение экологических проблем ре­гиона;

·         сравнивать специализацию Западной и Восточной Си­бири, выявлять черты сходства и различия.

 

Дальний Восток

Формирование территории

Опорные знания: формирование территории; Дальний Восток на рубеже XIX-XX вв.; завершение процесса расширения территории в XX в. Состав территории. Дальний Восток, его границы как при­родного и экономического района. Особенности политико- и экономико-географического положения, связь с другими ре­гионами России. Географические открытия и заселение тер­ритории. Изменение границ России на Дальнем Востоке. Со­временные границы района.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·         показывать на карте состав территории Дальнего Вос­тока, его границы;

·         объяснять своеобразие географического положения Дальнего Востока.

 

Природные условия и ресурсы

Опорные знания: особенности тектонического строения и рельефа; вулканы; землетрясения; цунами; муссонный климат; тайфуны; снегопады; природно-хозяйственные зоны. Дальний Восток — контактная зона "суша — море", по­следствия для природы и хозяйства. Муссонный климат большей части территории. Режим рек.

Разнообразие и смена природных комплексов с севера на юг. Минеральные ресурсы.

Опасные природные явления — тайфуны, цунами, снегопады, землетрясения, извержения вулканов.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·         называть и показывать на карте природные объекты материковой, полуостровной и островной частей, определя­ющие своеобразие района;

·         объяснять специфику природных условий Дальнего Востока;

·         называть и показывать на карте месторождения полез­ных ископаемых Дальнего Востока.

 

Моря Тихого океана

.

Опорные знания: морские границы Дальнего Востока. Общие особенности морей Тихого океана. Своеобразие при­роды и ресурсов Берингова, Охотского и Японского морей

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·         показывать на карте моря Тихого океана, пограничные страны, острова, полуострова;

·         объяснять особенности природы морей.

 

Население района

Опорные знания: формирование территории России; этнический состав; характер расселения; миграции населения. Размещение населения. Национальный состав. Коренное население Дальнего Востока. Отличительные особенности современного населения.

 

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·         показывать субъекты Федерации на карте;                                                                                         

·         объяснять характер расселения коренных народов и всего населения Дальнего Востока, используя карты народов и плотности населения;

·         приводить примеры влияния природных условий на жизнь, быт и традиции народов Дальнего Востока.

 

Хозяйство района

Опорные знания: особенности ЭГП. Внутренняя неоднородность района. Южная и северная части, их природные и хозяйственные особенности.

Хозяйственная специализация. Особая роль морского транспорта.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·         показывать на карте крупные города Дальнего Восто­ка;

·         определять показатель специализации района по ста­тистическим данным;

·         объяснять сложившуюся специализацию Дальнего Во­стока.

 

Обобщение знаний по теме "Азиатская часть России"

Опорные знания: общие черты и проблемы восточных районов (хозяйствен­ные, социальные, экологические). Межрегиональные и хозяйственные связи. Сотрудниче­ство с зарубежными странами в развитии Востока страны. Сравнение западных и восточных районов России.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·         находить необходимые источники географической ин­формации для работы;

·         объяснять природные и социально-экономические осо­бенности восточных географических районов и сопоставлять их с западными регионами страны;

·         объяснять роль Азиатской части во внутригосудар­ственном и межгосударственном разделении труда;

·         оценивать современное состояние и перспективы соци­ально-экономического развития восточных районов.

 

Типы районов России. Обобщение знаний по разделу "Районы России"

Новые понятия и представления: уровень развития района, региональная политика.

Опорные знания по разделу: различные подходы к типологии районов. Районы нового и старого освоения, аграрные, индустриальные, приморские, центральные, глубинные и т. д.

"Лицо" района, его роль в стране. Уровень развития райо­нов, методы его измерения.

Уровень и качество жизни населения в разных районах страны. Проблемы экологической безопасности. Взаимодополняемость географических районов. Регио­нальная политика.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·         приводить примеры (и показывать на карте) районов с различным географическим положением, преобладающей специализацией и уровнем развития;

·         объяснять сложившееся различие в уровне развития географических районов.

 

Россия в мире

Новые  понятия и представления: внешние экономические связи, экспорт, импорт.

Опорные знания: изменение места и роли России в мировом хозяйстве в разные исторические периоды. Место и роль России в миро­вой политике.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

·         объяснять структуру экспорта и импорта России;

·         объяснять роль России в мировой политике, приводить примеры;

·         оценивать современное состояние и перспективы соци­ально-экономического развития России.